Из истории петриковской росписи

 

Роспись стены. Петриковская роспись.Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.

Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи в сёлах Украины, как Восточной – Днепропетровская область, так и Западной – Подолье, Буковина. В каждом районе росписи имели свои особенности, нередко отличались росписи даже соседних сёл. Это говорит о том, что на землях Украины творили с давних времён. Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области, отсюда и название росписи, которое стало уже нарицательным. Петриковский узор имеет многовековую традицию, тесно связан с культурой Запорожской Сечи. Село основано в 1772 году, своё имя получило от имени последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который был инициатором переселения казаков из старинного запорожского селения Куриловки. Село Петриковка было центром Протовчанской паланки (округа), здесь находилась местная администрация и стоял небольшой гарнизон. После ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи, Петриковка стала «казённой», государственной слободою. Безусловно, именно то, что петриковчане не подвергались постоянному крепостному гнёту, способствовало развитию народного искусства. Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. В ХІХ веке Петриковка уже была центром распространения стенописи. В узорах прослеживались традиционные орнаменты, которые использовались в быту у запорожцев. Говорят, что раньше в Петриковке художников не было совсем. Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала. И ни одна не считала себя мастером, просто расписывала, чтоб было красиво в доме и во дворе. Бумажные же кальки (первые были полупрозрачные) делали зимой целыми семьями, а весной везли на базар. Продавали недорого, людям на радость – «бегунки» с цветочным орнаментом для украшения печи, откосов, «малёвки» на потолок, рисованные рушники для стен. У каждого мастера были свои орнаменты — калина, мак, «цыбулька», петушок, кукушка – всё связано с природой . Со временем «малёвки» стали самостоятельными произведениями, а также эскизами для росписи фарфора, ткани, деревянных изделий. Для рисования использовали мел, цветную глину, сажу, самодельные цветные красители, хотя уже были в продаже дешёвые анилиновые краски. Цвета выбирали самые яркие. Краски разводили желтком, молоком, вишнёвым клеем. Например зелёную краску готовили из сока молодого зелёного жита, в который добавляли яичный желток. Петриковские мастера имеют точный глазомер и чрезвычайную ловкость рук, рисуют без предварительно контура, а также не используют ни одного измерительного инструмента. Виртуозное письмо выполняли тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточкой. Кроме кисти, использовали щепочки, стебли болотной травы оситняга да и просто пальцы .

В 1936 году возник интерес к народному творчеству. В Киеве, а следом и в Москве, открылись первые выставки народного творчества, где были представлены работы мастериц — петриковчан : Татьяны Паты, Надежды Билоконь, Ирины Пилипенко и Анны Исаевой. О них узнала вся Украина и пришло признание. Эти события послужили своеобразным детонатором для всплеска творческой активности и дальнейшего развития росписи. В селе Петриковка открывается двухлетняя школа декоративного рисования, которая начала готовить художников-исполнителей и инструкторов для работы в разных отраслях художественной промышленности. Композицию петриковского орнамента преподавала Т. Пата. Школа просуществовала до 1941 года, но успела сделать три выпуска талантливейших учеников, которые работали в разных отраслях художественной промышленности.

Выпускник школы Фёдор Панко в 1958 году организовывает артель надомных рисовальщиц и вышивальщиц «Вольная селянка», которая к середине 60-х реорганизуется в фабрику художественных изделий «Дружба». Позже, в 1970 году, он организовывает творческую мастерскую, которая стала его детищем. А ещё один ученик Т.Паты Василий Соколенко открывает при фабрике Музей истории декоративной росписи.

70 -90-ые годы для петриковской росписи – время расцвета. Оно характеризуется появлением известных имён и созданием прекрасных произведений, что вдохновляют, служат образцом сегодняшним мастерам.

К сожалению, в годы развала Советского Союза фабрика прекратила своё существование. Тяжёлое материальное положение всех предприятий культуры в тот переходный период, отсутствие финансирования и плановых закупок произведений не позволило сохранить ни фабрику, ни кадры и заставило многих петриковцев искать новые рынки сбыта, предлагая более прикладные варианты рисования. Сегодня неимоверными усилиями группой энтузиастов возрождено предприятие Центр народного творчества «Петрикивка», и петриковская роспись вновь приобретает популярность.

МАСТЕРА ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ

Первыми стали известны имена Татьяны Паты, Арины Пилипенко, Надежды Билоконь, Полины Глущенко, и немного младше их Анны Исаевой и Надежды Тимошенко. Все они мастера 30-хгодов ХХ столетия. Для них характерен изобразительный фольклор, когда пышные цветы на стене, печи, а позже на бумаге были неотъемлемой частью декорирования тогдашнего жилья. Общей чертой этих мастериц есть простота, непосредственность, искренность. Они строят свои композиции на контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют техникой росписи яичной темперой. Но их сюжеты не одинаковы и несут в себе черты неповторимой индивидуальности.

Татьяна Пата малёвка 1913 г. Петриковская роспись.

Татьяна Пата. Одна из ранних малёвок 1913 г. Выполнена самодельными красками и самодельной кистью из кошачьей шерсти.

 

Татьяна Пата.

Татьяна Пата

Татьяна Пата

Одна из старейших петриковских мастериц, преподаватель первой школы декоративного рисования в с. Петриковка. Её техника удивительно разнообразна. Художница соединяет широкий мазок с лёгким, выцарапывает палочкой тоненькие прожилки листочка, кисточкой из кошачьей шерсти выписывает его края, пальцем вырисовывает прозрачные круглые ягоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Пата Букет в вазе 1968г. Петриковская роспись.

Т.Пата. Букет в вазе 1968г.

Т.Пата рисунок. Петриковская роспись.

Т. Пата. Рисунок.

 

 

 

Произведения Паты очень жизнерадостны, ярки, соединяют контрастные цвета (красный, синий и жёлтый), на них традиционные букеты, вазоны.

 

 

 

 

 

Т.Пата 1968г. Кукушка на калине. Петриковская роспись.

Т.Пата 1968г. Кукушка на калине.

 

 

С тонкой наблюдательностью и любовью передаёт она самые характерные черты каждой веточки, каждой луговой травинки, сохраняя принцип типизации, декоративности. В поздних работах Т. Паты среди любимых цветочных орнаментов появляются новые мотивы и композиции: птицы не на букете, а в роще, птицы как фантастические так и реальные («Кукушка на калине»).

 

 

 

 

Надежда Билоконь.

Своеобразным мастером является Н. Билоконь. Для её творчества характерны традиционные цветочные мотивы: «цыбульки», георгины, папороть и т.п. Также известны её сюжетные композиции со множеством элементов и деталей. Они, словно мозаика, плотно укрывают весь бумажный простор, который обрамляется «бегунком». Несмотря на большую подробность, в целом, произведения не перегружены, благодаря гармонии основного и второстепенного. А художественным образам присущи оптимизм и мягкий юмор.

Н.Билоконь. Роман и Оксана. 1968г. Петриковская роспись.

Н.Билоконь. Роман и Оксана. 1968г.

Н.Билоконь. Свадебный поезд. 1978г. Петриковская роспись.

Н.Билоконь. Свадебный поезд. 1978г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надежда Тимошенко.

Н.Тимошенко

Н.Тимошенко

Н.Тимошенко.  Яблоки.  1966 г. Петриковская роспись.

Н.Тимошенко. Яблоки. 1966 г.

 

 

Надежда Тимошенко пишет в основном традиционные букеты фантастических цветов, « малёвки» – фризы и отдельные веточки с цветами для архитектурного декорирования, которые заменяют собой настенную роспись.

 

 

 

 

 

Полина Глущенко и Анна Исаева не учились в школе у Т. Паты, но работали вместе с нею. Глущенко выполняла заказы для архитектурного оформления, написала много декоративных панно, вырезала вытынанки из бумаги. Работает она в основном гуашью, применяя тонированный фон(зелёный и красный). Надо сказать, что петриковские мастерицы ещё были и прекрасными вышивальщицами, перенося традиционный узор и на полотно.

А.Исаева. Свадьба. 1977г. Петриковская роспись.

А.Исаева. Свадьба. 1977г.

А.Исаева. Птицы. 1960г. Петриковская роспись.

А.Исаева. Птицы. 1960г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из петриковской школы декоративного искусства вышло целое поколение учеников Т.Паты, в том числе известные мастера: Марфа Тимченко, Евдокия Клюпа, Галина Прудникова, Векла Кучеренко, Иван Завгородний, Мария Шишатская, Вера Клименко-Жукова, Нина Шулик, Василий Соколенко, Фёдор Панко и Зоя Кудиш. А также Полина Глущенко и сёстры Павленко-Черниченко. Упомянутые выше ученики Т.Паты, относятся к среднему поколению петриковских мастеров .

Е. Клюпа.  1981 г. Петриковская роспись.

Е. Клюпа. 1981 г.

Е. Клюпа. Букет. 1959 г. Петриковская роспись.

Е. Клюпа. Букет. 1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евдокия Клюпа. Петух и бабочка. 1986 г. Петриковская роспись.

Евдокия Клюпа. Петух и бабочка. 1986 г.

И.Завгородний.  Жар - птица. 1967 г. Шкатулка «Голубь среди цветов» 1960 г. Петриковская роспись.

И.Завгородний. Жар — птица. 1967 г. Шкатулка «Голубь среди цветов» 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди них необходимо прежде всего отметить М.Тимченко, В. Клименко-Жукову и сестёр В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко, творчество которых связан с работой на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Расписанные ими фарфоровые изделия (декоративные вазы и разнообразные сервизы), давно известны за пределами нашей родины и пользуются успехом на международных выставках и ярмарках.

Вера Клименко-Жукова за работой

Вера Клименко-Жукова за работой

В. Клименко-Жукова.  Тарелка.  «Цыбульки». 1961 г. Петриковская роспись.

В. Клименко-Жукова. Тарелка. «Цыбульки». 1961г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марфа Тимченко. Киевский керамико-художественный завод.

Марфа Тимченко. Киевский керамико-художественный завод.

М. Тимченко. Композиция. Петриковская роспись.

М. Тимченко. Композиция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоя Кудиш первая задумалась над тем, чтобы в своеобразных декоративных рисунках раскрыть содержание басен Л. Глибова (в 1965г. вышел календарь «Двенадцать месяцев» с иллюстрациями З. Кудиш к басням). В её трактовке птиц и зверей существует органическая связь с цветочным орнаментом, который создаёт определённое стилистическое единство. Декоративно-плоскостное построение композиции, насыщенная цветовая гамма и виртуозное исполнение рисунков тоненькой кисточкой — всё это традиции народной декоративной росписи. Они способствовали появлению новых черт в искусстве книжной графики.

З.Кудиш. Иллюстрация к басне. 1965г. Петриковская роспись.

З.Кудиш. Иллюстрация к басне. 1965г.

З.Кудиш. Шкатулка. 1960 г. Петриковская роспись.

З.Кудиш. Шкатулка. 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петриковские мастера среднего поколения плодотворно работали в книжной графике. Обложки и суперобложки, заставки для альбомов, книжек и комплекты открыток оформляли В. Клименко-Жукова, сестры В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко и В. Соколенко. В области политического плаката успешно работали П. Глущенко, М. Тимченко, З. Кудиш, В. Соколенко и Ф. Панко. После Великой Отечественной войны возродились росписи по дереву на подлаковой основе.

Фёдор Панко и Василий Соколенко самые заметные творческие фигуры того поколения, которые на протяжении многих лет возглавляли промысел – фабрику «Дружба» в с. Петриковка. Творчески работали и преподавали. Они активно расширяли сферу применения рисования, первыми опробовали новые техники и технологии, вводили новые темы, образы, мотивы.

В. Соколенко. Удод. 1963 г. Петриковская роспись.

В. Соколенко. Удод. 1963 г.

В. Соколенко. Павлин. 1963 г. Петриковская роспись.

В. Соколенко. Павлин. 1963 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. Панко. Совы. 1977 г. Петриковская роспись.

Ф. Панко. Совы. 1977 г.

Ф. Панко. Петриковская роспись.

Ф. Панко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленная на поток работа, погоня за внешними эффектами постепенно привела к потере художественной образности произведений. Молодёжь, которая пришла работать в 70-ые годы почувствовала это и вспомнила давнюю традицию росписи. Так вначале 80-х появились, в некотором роде, отличающиеся от общей стилистики произведения Андрея и Марии Пикушей и их учеников Елены Зинчук и Натальи Рыбак.

Глущенко Владимир Андреевич

Глущенко Владимир Андреевич

 

 

 

 

Андрей Пикуш экспериментирует, расписывая дерево, вносит новое в забытую роспись керамики, а также открывает неизвестные для росписи материалы: батик и стекло. По его эскизам львовские стеклодувы возобновляют старые фляги и каламарчики, которые А. Пикуш расписывает узором, напоминающим первые, старинные росписи.

 

 

 

 

 

 

А.Пикуш. Штоф синий. 1984 г. Штоф соловушка. 1984. Сосуд на 3-х ножках. 1984 г.

А.Пикуш. Штоф синий. 1984 г. Штоф соловушка. 1984. Сосуд на 3-х ножках. 1984 г.

А.Пикуш. Деревянные игрушки. 1985 г. Петриковская роспись.

А.Пикуш. Деревянные игрушки. 1985 г.

А.Пикуш. Калиновый куст. 1980 г. Петриковская роспись.

А.Пикуш. Калиновый куст. 1980 г.

 

Следующие творческие личности Вера Тезик, Нина Турчин, Людмила Шулик, Владимир Глущенко, Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Фёдор Клешня, Надежда Кошляченко, Мария Кухарчук, Мария Бельмас, Тамара Кудиш, Мария Кравец и Нина Кириленко унаследовали лучшие черты петриковского орнамента, принимали участие в областных и республиканских выставках. Общие черты их творчества: разнообразие сюжетов и орнаментальных мотивов. Мастера пишут сказочные и декоративные панно, букеты из традиционных цветов в новой интерпретации, тематические панно, посвящённые юбилейным датам и др. Относительно композиции, новым является динамическое размещение главных элементов по диагонали. Кроме сложных тональных отношений основных и дополнительных цветов, часто встречается тёплая и холодная гамма. В отдельных случаях появляются нейтральные (серы и чёрные) тона. Применяются темпера, гуашь и масляные краски. Появляются психологические элементы в сюжетных росписях, где с тёплым народным юмором передано настроение героев.

 

Н.Чернуськая. Астры и волошки. 1980 г. Петриковская роспись.

Н.Чернуськая. Астры и волошки. 1980 г.

В. Тезик. Золотая осень. 1985 г. Петриковская роспись.

В. Тезик. Золотая осень. 1985 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Тезик. Синие птицы. 1985 г. Петриковская роспись.

В. Тезик. Синие птицы. 1985 г.

А.Самарская. Журавли. 1982 г. Петриковская роспись.

А.Самарская. Журавли. 1982 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Кудиш. Фриз триптиха «Юбилейный» 1967 г. Петриковская роспись.

Т.Кудиш. Фриз триптиха «Юбилейный» 1967 г.

Рисование 1980-начала 1990-х годов – самое яркое явление второй половины ХХ века в петриковской росписи. Оно характеризуется разнообразием авторских позиций и стабильно высоким техническим уровнем произведений. Именно поэтому так нелегко выделить из этой творческой плеяды ведущих мастеров. Но всё же: из поколения мастеров, рождённых в 40-х годах ХХ ст. выдающиеся — Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Вера Тезик, Нина Турчин; в 50-х годах – Валентина и Лидия Статива, Андрей и Мария Пикуши, Наталия Рыбак, Елена Зинчук, Надежда Коваленко, Тамара Самец, Надежда Васильковская, Наталья Калюга; в 60-х годах – Мария Статива, Ирина Назаренко, Татьяна Лапшин, Валентина Панко; в 1970-х годах – Валентина Капец.

Я.Назаренко. Одуванчики. 1982 г. Петриковская роспись.

Я.Назаренко. Одуванчики. 1982 г.

Я.Назаренко. Лебединое озеро. 1982 г. Петриковская роспись.

Я.Назаренко. Лебединое озеро. 1982 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Самец. Осенний букет. 1980 г. Петриковская роспись.

Т.Самец. Осенний букет. 1980 г.

В конце ХХ века изменились функции традиционного петриковского рисования. Оно потеряло связь с сельским бытом и при новых условиях должно презентовать народное искусство как сувенир или авторское произведение. С 1990-х годов мастера почти не рисуют на бумаге. Да, они создают композиции для больших художественных мероприятий и музеев, но, скорее, для престижа, потому как прожить с этого невозможно.

Традиции петриковской росписи распространились за пределы села Петриковки. Достойные последователи петриковских мастеров – Тамара и Александр ВАКУЛЕНКИ – жители Харьковщины. Сегодня декоративной росписью занимаются не только мастера. Основы петриковской росписи заложены и в программу средней школы, а также в программу высшей школы художественного профиля.

Использованная литература:

Ружицький В.А., Малиніна А.О. Основи петриківського розпису. — Х. : «Скорпіон», 2003.

Глухенька Н.О. Петриківські декоративні розписи. — К. : «Мистецтво», 1973.

Губанова Г.Ф. Альбом репродукцій «Петриківка». -К., 2001

Кара-Васильєва Т.В. Творці дивосвіту. — К. : «Радянська школа», 1984.