Коллективная работа. Создание иллюстраций для календаря на 2015 год.

Создание иллюстраций для календаря на 2015 год.

Танец времён года. С.Кошель. Петриковская роспись.

Танец времён года. С.Кошель. Петриковская роспись.

Если петриковская роспись однажды пришла в Вашу жизнь и Вы взяли кисти в руку, то эта любовь навсегда. Особенные чувства радости, вдохновения, творческого подъёма появляются после создания рисунка, пусть даже небольшой работы. Кто хотя бы раз почувствовал это притяжение, творить уже не перестанет. Поэтому нынешние студенты курсов петриковской росписи и  давно окончившие курсы художники с удовольствием откликаются и участвуют в новых проектах. Таким проектом стала ещё одна коллективная работа – иллюстрирование календаря на 2015 год. Мне очень захотелось описать процесс его создания, может наш опыт станет кому – то полезен.

Разумеется, перед нашими художниками стояла задача изобразить каждый месяц так, чтобы он легко угадывался с первого взгляда на картину. Первой появилась идея цветного фона для каждого месяца. Высказали эту мысль несколько человек сразу (сказалось общее информационное поле ))) Для петриковской росписи цветной фон не традиционен, но в нашем случае цвет отлично передавал характер каждого месяца.

Над созданием календаря трудились десять художников и распределили месяца между собой так: Кухаренко Алина иллюстрировала январь, Галенко Люда – февраль и октябрь, Скубко Оксана – март, Червяк Таисия – апрель, Бровко Лена — май, Кравченко Лида – июнь, Чуприна Инна – июль и август, Моторыгина Лена – сентябрь, Волосюк Анна – декабрь и руководитель проекта Кошель Светлана – заглавная страница и ноябрь.

Теперь предстоял важный и основной этап для каждого художника — создание композиции. С чего начать? Как передать настроение каждого месяца, отметить его особенности?

Момент рождения идеи картины уловить очень сложно, постановка задачи привлекает смутные образы, что-то интуитивно чувствуется, но мысленно ещё не оформить. На помощь приходит мир вокруг. Да, «даже художники подсматривают у природы». Каждый вынашивал свою идею, собирал информацию. Вспоминали всё: как просыпается и засыпает природа, какие растения, цветы, плоды характерны для каждого сезона, отмечали основную цветовую гамму каждого месяца, обращались к основным календарным событиям и праздникам.

Так постепенно задумки перерастали в конкретные образы. Многие авторы сразу знали, что хотят нарисовать, сюжет у них родился быстро. Другие же долго вынашивали идею, сомневались, прибегали к коллективному решению, а потом добавляли неожиданно невероятные собственные штрихи.

Как строили композицию? Определяли композиционный центр. Это был образ (цветок, птица, фигура человека, плоды и т.д.), в который закладывалась основная идея картины, например: буйство красок месяца, изобилие времени года, холод зимы, зной лета.  Или это были сюжетные композиции, в которых отображались народные праздники. Композиционный центр — это не обязательно центр картины, но он выделен размером, цветом, динамикой. После выделения основного, картину наполняли элементами меньшими по размеру, но тоже несущими смысловую нагрузку и завершали мелкими деталями, листочками завитушками, перистыми листьями, связующими всё воедино. Здесь важно было не нарушить целостность восприятия картины, уравновесить большие и малые формы, цветовые пятна, что часто между собой гармонично объединены как контрастные.

Январь. Работа Кухаренко Алины. Художница создала на своём полотне сюжетно-тематическую ( жанровую ) композицию — январские колядки. Видимо вдохновение руководило её рукой, потому что дети появлялись прямо из под кисточки без предварительной прорисовки карандашом. Сначала — головы, тулупы и шубки, а потом и валенки. Дети получились очень смешные и добрые.

Дети. Фрагмент. А. Кухаренко.

Дети. Фрагмент. А. Кухаренко.

Яркие, тёплые краски в образах детей создали радостное, праздничное настроение картины. Чтобы создать веночек из холодных цветов и ажурной морозной листвы, Алина разводила на палитре более девяти оттенков и дальше, как подсказывала душа, набирала на кисть краски, иногда неожиданного сочетания. Посмотреть каким получался следующий цветок подходил весть коллектив.

Цветы зимы. Фрагмент. А.Кухаренко.

Цветы зимы. Фрагмент. А.Кухаренко.

Январь. А.Кухаренко. Петриковская роспись.

Январь. А.Кухаренко. Петриковская роспись.

Февраль. Работа Галенко Людмилы. Самым удивительным образом пришла идея февраля автору. Во сне. Проснувшись утром, она уже знала, что будет рисовать павлина с пышным зимним хвостом. Принесла на занятие уже готовую птицу в двух вариантах.

Павлин февраля. Первый вариант. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Павлин февраля. Первый вариант. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Павлин февраля. Второй вариант. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Павлин февраля. Второй вариант. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Все были поражены красотой и вдохновлены одновременно. Коллектив разделился на два лагеря, сторонников разных птиц. Решение было компромиссным: Люда создала нового павлина на другом фоне.

Февраль. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Февраль. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Взгляд у птицы строгий, как и подобает февралю. Зимние цветы и хвост усыпаны снежком. Художница использовала один из законов композиции – закон контрастов, где суровость характера птицы, как суровость февраля, а красота и мягкость цветов, как красота зимы контрастируют между собой. И в то же время суровость и красота, холод и тепло неимоверно соединяются, раскрывая неповторимую суть зимы.

Март. Работа Скубко Оксаны. Одна из работ, где средствами петриковской росписи создан декоративный пейзаж. По первоначальному замыслу центром композиции стали первоцветы, а мартовские перелётные птицы, как вторая идейная линия, появились позже, чтобы отразить основное природное событие марта — прилёт птиц. Художница провела большую и кропотливую работу по стилизации цветов и птиц. Например, листья стали похожи на листья примулы, когда кошачьей кистью были проведены белые прожилки, пушистость сон-траве придали белые «зернятка», мускари и мимозу выполнила пипеткой, тельце птиц оттисками кошачьей кисти.

Так стилизовались растения и птицы.

Примула.

Примула.

Примула. Фрагмент. О.Скубко.

Примула. Фрагмент. О. Скубко.

 

Сон-трава.

Сон-трава.

Сон-трава. Фрагмент. О.Скубко

Сон-трава. Фрагмент. О. Скубко.

 

Мускари.

Мускари.

Мускари. Фрагмент. О.Скубко.

Мускари. Фрагмент. О. Скубко.

 

Подснежник.

Подснежник.

Подснежники. Фрагмент. О.Скубко.

Подснежники. Фрагмент. О. Скубко.

 

 

Перелётные птицы.

Перелётные птицы.

Скубко

Птицы. Фрагмент. О. Скубко.

 

 

Март. О.Скубко. Петриковская роспись.

Март. О. Скубко. Петриковская роспись.

 

Апрель. Работа Червяк Таисии. Интересная задумка автора — отразить в рисунке апрельский праздник Пасху, нарисовав необычную церковь. Такую церковь, которая объединяет все религии, верования и служит символом духовности в целом. Поэтому купола церквей заканчиваются острыми шпилями, что тянутся к свету. Декоративный пейзаж с храмом не композиционный центр, он ненавязчивый фон, как ненавязчивое пожелание людям стать светлее, чище и добрее.

Церковь. Фрагмент. Т.Червяк.

Церковь. Фрагмент. Т.Червяк.

Яркие, ажурно расписанные кошачьей кистью, пасхальные яйца, поднимают настроение. Диагональное расположение композиции, птицы, готовые взлететь, делают картину живой, яркой, энергичной, как сама весна.

Апрель. Т.Червяк. Петриковская роспись.

Апрель. Т.Червяк. Петриковская роспись.

Май. Работа Бровко Елены. Художница сразу знала, что рисовать в своей композиции будет маки, поэтому и выбрала месяц май. Гнездо с аистами, как композиционный центр и символ весенней зарождающейся жизни, появилось позже. Бело-чёрные птицы автору удалось развеселить, стилизовав им перья: для девочки нашлись цветочки, для мальчика «зёрнышки».

Аисты. Фрагмент. Е.Бровко. Петриковская роспись.

Аисты. Фрагмент. Е. Бровко. Петриковская роспись.

Маки автор мастерски выписала пальцем, прожилки в листьях процарапала, сирень отпечатала кошачьей кистью, для ирисов долго подбирала подходящие оттенки, рисовала тонкими линиями и «зёрнышками».

Маки. Фрагмент. Е.Бровко. Петриковская роспись.

Маки. Фрагмент. Е.Бровко. Петриковская роспись.

 

Сирень.

Сирень.

Сирень. Фрагмент. Е. Бровко.

Сирень. Фрагмент. Е. Бровко.

 

Май. Е.Бровко. Петриковская роспись.

Май. Е.Бровко. Петриковская роспись.

Июнь. Работа Кравченко Лиды. Весь рисунок необычайно пёстрый, яркий, широкая цветовая палитра. Всё просто кричит о буйстве лета! Но автор сумела в этом многообразии красок цветом выделить основную фигуру. Это летняя птица – символ ягодного июня, ведь в хвосте у неё клубнички, черешни, смородинки.

Птица июня. Фрагмент. Л.Кравченко.

Птица июня. Фрагмент. Л.Кравченко.

Лида умело и много рисовала свой любимый цветок — петриковскую «цыбульку», а листьями и мелкой зеленью объединила композицию.

Июнь. Л.Кравченко. Петриковская роспись.

Июнь. Л.Кравченко. Петриковская роспись.

Июль. Работа Чуприной Инны. Две идейные линии художница отобразила двумя цветовыми пятнами родственных оттенков – оранжево-красное, жаркое, раскалённое солнце июля и розово-оранжевая птица лета. Над изображением солнца автор особенно старательного и долго работала, подбирая цвет и средства изображения. Прежде, чем родилось окончательное изображение, отвергнуто было несколько вариантов.

Солнце. Вариант 2 Солнце. Вариант 1 Солнце. Вариант 3

Удачно вписываются «холодные цветы», уравновешивая картину и оттеняя «тёплую» птицу. А диагональное размещение птицы, готовой взлететь к солнцу, придаёт картине динамику, наполняет жизнью.

Июль. И. Чуприна. Петриковская роспись.

Июль. И.Чуприна. Петриковская роспись.

Август. Работа Чуприной Инны. Вторая работа художницы. Спокойный, августовский, сельский декоративный пейзаж. Для автора есть характерным выбор для своих работ насыщенных, глубоких, тёмных цветов. Они сделали рисунок выразительным, чётким, спокойным. Довольная, накормленная в августе, куриная семья тихо наслаждается летом. Мальвы, подсолнухи, вьюнок хорошо стилизованы. Благодаря процарапыванию,  листья и крылья птиц, хотя и сохраняют плоскую форму, стали объёмными.

Август. И.Чуприна. Петриковская роспись.

Август. И.Чуприна. Петриковская роспись.

Сентябрь. Работа Моторыгиной Елены. Композиция выполнена в овале. Центр композиции – три осенних цветка, сдержанная цветовая гамма передаёт настроение месяца. Художница подобрала и стилизовала много растений, характерных для августа.

Орехи.

Орехи.

Орехи. Фрагмент. Е.Моторыгина.

Орехи. Фрагмент. Е.Моторыгина.

 

Хмель.

Хмель.

Хмель. Фрагмент. Е.Моторыгина.

Хмель. Фрагмент. Е.Моторыгина.

 

Использовала больше всего разных приёмов и техник изображения: вьюнки рисовала обычной пипеткой, хмель оттиснула кошачьей кистью, прожилки процарапала остриём кисти, калину и виноград сделала детской соской, цветы и орехи переходным мазком. Интересно, что лягушечка появилась из-за большой любви автора к этим созданиям. Живые существа внесли в рисунок изюминку и добавили жизни.

Стрекоза.

Стрекоза.

Стрекоза. Фрагмент. Е.Моторыгина

Стрекоза. Фрагмент. Е. Моторыгина.

 

Сентябрь. Е.Моторыгина. Петриковская роспись.aja-rospis-kalendar-IMG_6617

Сентябрь. Е. Моторыгина. Петриковская роспись.

Октябрь. Работа Галенко Людмилы. Вторая работа художницы. Композиция исполнялась в числе последних, поэтому замысел был коллективным, непростым. Центром композиции выступила стилизованная девушка-осень. Второй линией был богатый урожай октября.

Урожай. Фрагмент. Л.Галенко.

Урожай. Фрагмент. Л.Галенко.

 

Автор прекрасно осуществила эту идею: умело подобрала цветовую гамму, стилизовала овощи и фрукты, умело, на высоком уровне вырисовала центральную фигуру и все элементы. Нарисовав жёлтые листья, объединила всю композицию и внесла ритм.

Цветы. Фрагмент. Л.Галенко.

Цветы. Фрагмент. Л.Галенко.

 

Октябрь. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Октябрь. Л.Галенко. Петриковская роспись.

Ноябрь. Работа Кошель Светланы. Мрачный месяц мог стать веселее лишь тогда, когда его развеселить цветом и причудливыми выдумками. Воплощение автором идеи вылилось в оранжевые стебли-червячки, в белые осенние малинки, в весёлые колючки, в цветы, на которые дунешь, и они полетят пухом, как одуванчики, или своими крыльями, а красные ягодки для вкуса.

Стебли-червячки. Фрагмент. С.Кошель.

Стебли-червячки. Фрагмент. С. Кошель.

Белые малинки. Фрагмент. С. Кошель.

Белые малинки. Фрагмент. С. Кошель.

Летающие цветы. Фрагмент. С.Кошель.

Летающий цветок. Фрагмент. С. Кошель.

Весёлые колючки. Фрагмент. С.Кошель.

Весёлые колючки. Фрагмент. С. Кошель.

Но на пороге зима, поэтому синий цвет в растениях и холодные листья про это напоминают. Рисунок хоть не имеет явного композиционного центра, но уравновешен по размеру, цвету, палитра точно передаёт настроение месяца.

Ноябрь. С.Кошель. Петриковская роспись.

Ноябрь. С. Кошель. Петриковская роспись.

Декабрь. Работа Волосюк Анны. Декабрь должен быть хмурым и холодным, а у художницы получился весёлым, живым. Две сюжетные «холодные» линии: мастерски выполненный пейзаж и сказочная зимняя птица неожиданно объединены «тёплым» цветочным орнаментом.

Пейзаж. Фрагмент. А.Волосюк.

Пейзаж. Фрагмент. А. Волосюк.

Зимняя птица.Фрагмент. А.Волосюк. Петриковская роспись.

Зимняя птица. Фрагмент. А. Волосюк.

Диагональное построение орнамента вносит динамику в рисунок. Автор создала интересные собственные цветы. На первый взгляд они — зимние, колючие, но неожиданное вкрапление тёплых красок делает цветы добрыми, а всю композицию радостной и светлой. Высокий уровень выполнения элементов.

Декабрь. А.Волосюк. Петриковская роспись.

Декабрь. А. Волосюк. Петриковская роспись.

Время создания иллюстраций приятно вспоминать. Это была незабываемая, увлекательная, временами сложная, творческая работа. Этот опыт был нужен всем. Замечательное время всплеска фантазии и время, когда совершенствовались полученные навыки, оттачивалась техника и приёмы изображений.

Желаю всем участницам дальнейших творческих успехов и возможностей проявить свои таланты.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *